Главная

Снегоходы с приводом на колеса-пневматики

Снегоходы с приводом на гусеницу

Снегокаты и сани

КАК СДЕЛАТЬ САМОДЕЛЬНЫЙ СНЕГОХОД С ДВИГАТЕЛЕМ ОТ "ВОСХОДА"

Самодельный снегоход получился грубоватым на вид, но испытания зимой показали его неплохие ходовые качества: проходимость, скорость; он был компактен и легок, экономичен по расходу топлива. Асимметричное расположение двигателя, конечно, имеет свои преимущества: простоту доступа к нему при обслуживании, удобство запуска и переключения передач, возможность направить цепной привод непосредственно на ведущий вал гусеницы.

Однако на рыхлом снегу при поворотах машина часто заваливалась. Это обстоятельство определило мое решение переместить двигатель к середине передней части снегохода. Пришлось доработать конструкцию, и прежде всего передок рамы, а также установку промежуточного вала в привод машины для передачи вращательного момента от двигателя на гусеницу.

Были и другие переделки, которые я провел во время модернизации снегохода, улучшившие его ходовые качества, надежность и комфортабельность (если так можно сказать об этой утилитарной машине), и о них—по ходу рассказа. Для того чтобы установить двигатель с подрамником в середине машины, к передней траверсе рамы приварил площадку, сделав в ней соответствующие отверстия под «лапки» подрамника.

Такие же отверстия сделал и в следующей траверсе. Отверстия в «лапках» подрамника переделал в продольные прорези для натяжения приводной цепи перемещением двигателя вперед. Подседельную раму тоже пришлось переделать, сместив ее немного назад. Двигатель теперь запускается с помощью самодельной рукоятки, а не кикстартером, переключение передач — как у обычного мотоцикла.

До модернизации при боковом расположении двигатель не имел принудительного охлаждения. После перемещения его в середину пришлось под передний щиток установить вентилятор с турбинкой и «улиткой» от обогревателя ЗиЛ-157. Воздуховод спаял из луженой жести. Часть отработанного (подогретого на охлаждении двигателя) воздуха направил на карбюратор. Бензобак перенес в кузов и установил его там в углу на стойках, чтобы бензин к карбюратору по длинному шлангу подавался по-прежнему самотеком.

Перенос двигателя в середину значительно повысил устойчивость машины, что позволило уменьшить колею управляющих лыж с 1100 до 950 мм, а это, в свою очередь, улучшило маневренность снегохода, что особенно важно при езде по лесу. Промежуточный вал не только передает вращение от двигателя на ведущий вал гусеницы, но и уменьшает угловую скорость, увеличивая крутящий момент, так как первая его звездочка (z = 21) —от редуктора главной передачи мотоколяски СЗД, а вторая (z = 17) — от мотоцикла «Иж», от него же и приводные цепи Ведомая звездочка на валу гусеницы имеет 37 зубьев. Скорость снегохода немного уменьшилась, но зато тяговые характеристики значительно увеличились.

Теперь машина может перевозить двух седоков, груз в багажнике и еще тянуть за собой легкие самодельные нарты с поклажей. Ширина полозьев нарт вписывается в колею гусеницы. Реже стал переключать скорости — двигатель стал лучше тянуть и на высших передачах. Этому способствовала и замена приводных звездочек гусеничного движителя на звездочки из многослойной фанеры с тем же количеством зубьев (восемь), но меньшим диаметром.

Такое небольшое усовершенствование улучшило и проходимость машины — звездочка еще немного приподнялась над плоскостью опорной лыжи, что не только исключило ее контакт с дорогой, но и позволило гусенице легче выходить на верхние слои снега и увереннее преодолевать препятствия — заструги, кочки и т.п. Эксплуатация снегохода до модернизации показала, что на натяжном валу гусеницы зубья звездочек довольно часто наскакивали на деревянный трак. И я сделал из них катки, срезав все зубья.

У опорной лыжи, обшитой жестким полиэтиленом, загнул и задний конец. Теперь гусеница сходит с лыжи на катки плавно, без треска и почти бесшумно. Усовершенствовал и натяжной механизм, сделав его винтовым. Гусеницу тоже переделал. Уменьшив расстояние между траками с 45 до 38 мм, увеличил их количество до 33 штук.

Траки размерами 500x38x18 мм изготовил из березовых дощечек без сучков и других пороков, дважды пропитав их горячей натуральной олифой. Для сборки гусеницы сделал шаблон-стапель, который обеспечил не только удобство в работе, но и точность монтажа траков на ленте без малейших перекосов. Модернизировал и передние рулевые фанерные лыжи.

Во-первых, усилил их сверху лонжеронами из еловой доски.

Во-вторых, сменил дюралюминиевую «подошву» на полиэтиленовую, сделав ее такой же, как и у опорной лыжи.

В-третьих, в подвеску лыж ввел пружины и теперь машина идет мягко даже по снежному насту. Благодаря этому увеличилась «живучесть» не только самих лыж, но и рамы.

В-чегвертых, к загнутым носам пыж прикрепил рукоятки из стальных трубок — за них удобнее вытаскивать застрявшую машину (случается и такое где-нибудь в занесенных снегом оврагах). С этой же целью подобную рукоятку закрепил и на стойке кузова. Для защиты рулевых тяг от повреждений при наездах на пни и прочие занесенные снегом препятствия впереди под тягами установил бампер из многослойной фанеры.

Кроме этих усовершенствований выполнил и ряд более мелких: прикрепил фару и задние габаритные огни, смонтировал обтекатель с ветровым стеклом и оборудовал сиденье от мотороллера «Вятка» со съемной спинкой — теперь не так устает спина и не мерзнет поясница.

(Автор: В.БОГДАНОВСКИЙ, с. Т а б о р ы, Свердловская обл)

Рама и приводные углы самодельного снегохода

Рама и приводные углы самодельного снегохода: 1 - рама; 2 — (звездочка № 2 промежуточного вала (z = 17. от мотоцикла «Иж»); 3 промежуточный вал; 4 — звездочка № 1 промежуточного вала (z =21, от мотоколяски СЗД); 5 — ведомая звездочка вала гусеницы (z = 37): 6 приводная звездочка гусеницы с фланцами (z = 8, фанера s20, 2 шт.); 7 — ведущий вал гусеницы; 8 — дуга - стойка опорной лыжи (стальная груба 25x3,2. 2 шт.); 9 — натяжной каток гусеницы (диаметром 290, фанера s20. 2 шт.): 10 — ось натяжных катков (сталь, труба 32x4); 11 —фаркоп; 12 — натяжное устройство: 13 —фланец барабана (сталь, лист s 1,5, 4 шт.), 14 — фланец приводной звездочки гусеницы (сталь, лист s1,5, 4 шт.), 15 — рулевая стойка

Учел промежуточного вала: 1 — опора сиденья (сталь, труба 28x28); 2 — поперечина рамы (сталь, траба 28x28); 3 — стойка (сталь, труба 18x18); 4 — траверса (уголок 45x25); 5 — укосина (сталь, пластина 40x5. 2 шт.); 6 — подшипник 204 в корпусе (2 шт.); 7 — промежуточный вал (сталь, труба 27x3); 8 — звездочка № 1 (z = 21); 9 — лонжерон рамы; 10 — звездочка № 2 (z = 17); 11 — кожух (резина)

Рулевая стойка: 1 — передняя траверса рамы; 2 — стойка (сталь, труба 28x28): 3 — опора руля (уголок 25x25); 4 — рулевой вал (сталь, труба 20); 5 — перекладина (сталь, труба 28x28); 6 — сошка; 7 — шайба (бронза); 8 — опорная втулка с уголком: 9 — гайка М10

Гусеничный блок самодельного снегохода

Гусеничный блок самодельного снегохода: 1 — стяжка с гайкой М8 (сталь, пруток диаметром 8, 2 шт.); 2 — ведущая звездочка гусеничного блока; 3 — приводной вал гусеницы; 4 — натяжное устройство; 5 — натяжной каток; 6 — трак (рейка 500х38х 18); 7 — лонжерон рамы; 8 — ведомая звездочка вала гусеницы; 9 — опорная лыжа; 10 — кронштейн подвески опорной лыжи (швеллер 45x32x3); 11 — болт М8; 12,13 — болты М6; 14 — направляющая (латунь); 15 — шуруп; 16 — подошва опорной лыжи (полиэтилен); 17 — крепление корпуса полтинника; 18 — ось натяжных катков

Рулевая лыжа: 1 — лыжа (фанера s8), 2 — рукоятка (сталь, труба 10\2), 3— передняя пружина (от сиденья автомобиля УАЗ); 4 — лонжерон (доска «25): 5 — опорный кронштейн (уголок 25x25, 2 шт.); 6 — вилка (сталь, полоса s.5); 7 рулевая колонка (сталь, труба 33x3), 8 — стойка (сталь, труба 27x3); 9 — задняя пружина (от амортизатора мотоцикла «Минск»); 10 — подрез (уголок 25x25, 1.450, 2 шт.); 11 —подошва (полиэтилен s4), 12 — заклепка (алюминий, 40 шт.)

Опорная лыжа; 1 — стяжки (сталь, пруток 08); 2 — втулка подвески; 3 — лыжа; 4 — подошва (полиэтилен s4); 5 — направляющая (латунь); 6 — заклепка (алюминий, 46 шт.)

Ведущим вал гусеницы: 1 —ведомая звездочка (z = 37. самодельная). 2— подшипниковый корпус; 3 — болт М6(4 шт.): 4 — гусеничная звездочка (фанера s20. 2 шт.); 5 — вал ведущего моста (счаль, труба 32x4): 6 — фланец гусеничной звездочки; 7 — подшипник 204; 8 — втулка цепной звездочки; 9 — вставка (стальной круг)

Гусеница: 1 —болты гайки и шайбы; 2 — транспортерная резинотканевая лента; 3 — трак (березовый брусок); 4 — направляющий уголок

Ведущая звездочка

Натяжной каток

Стапель для сборки гусеницы (дерево)

Как сделать снегоход своими руками