Главная

Снегоходы с приводом на колеса-пневматики

Снегоходы с приводом на гусеницу

Снегокаты и сани

ШАРНИР ЛОМАЮЩИЕЙСЯ РАМЫ СНЕГОХОДА-ПНЕВМОХОДА

Непродолжительная эксплуатация первоначального варианта снегохода-пневмохода привела меня к выводу, что бронзовые втулки (подшипники скольжения «плавающих» карданов) в шарнире «излома» рамы необходимо заменить на подшипники качения. Причина — необходимость слишком частого добавления смазки.

Попутно созрело решение лишить передний кардан возможности осевого перемещения при «изломе» рамы. И вот почему. В теории (рис. 4а) «плавающие» карданы при «изломе» рамы должны работать (и изнашиваться!) синхронно, то есть перемещаться вдоль оси своих бронзовых втулок на одинаковое расстояние и отклоняться при «изломе» рамы на одинаковый угол.

На практике же карданы ведут себя по-иному: передний не перемещается вдоль втулки, а постоянно упирается в нее. Вероятно, потому, что из-за недостаточной точности изготовления и сборки даже симметричных скользящих и трущихся пар шарнира действующие в них силы — разные. Я даже сдвигал карданы назад, но через некоторое время они возвращались в «привычное» для них переднее положение.

Это натолкнуло меня на мысль и в самом деле как бы зафиксировать передний кардан — ограничить его осевое перемещение. Но когда я начертил вариант такого шарнира (рис. 46), то увидел, что при углах «излома» рамы, близких к максимальному, условия работы карданов становятся неравными — из-за большего угла отклонения передний должен изнашиваться сильнее.

Поэтому я остановился на другом варианте — с осью «излома» рамы, отстоящей назад на 10 мм от середины звена, соединяющего карданы (рис. 4в). В этом случае звено даже при максимальном угле «излома» почти параллельно продольной оси шарнира (непараллельностью порядка 2° можно пренебречь).

Тогда условия работы обоих карданов можно считать близкими к теоретическим, а значит, и ресурс их должен быть примерно одинаковым. И еще одна особенность шарнира, уже воплощенного в металл (рис. 1): передний кардан у него со шлицевой втулкой, а задний — со шлицевым валом. Втулка установлена в подшипнике 207 и зафиксирована от осевого смещения кольцом на горячей посадке.

Корпус подшипника 207 запрессован в трубу рамы снегохода-пневмохода. Спереди в шлицевую втулку входит вал от реверс-редуктора. Задний кардан своим шлицевым валом входит во втулку промежуточного вала, который вращается в подшипниках 207 и 206. От осевого смещения вал удерживается у подшипника 206 стопорным кольцом. Уплотнение валов — резиновыми манжетами.

Крышки подшипников 207 фиксируются каждая двумя винтами М8 с заостренными под углом 90° концами — ими они упираются в фаски крышек и поджимают к корпусам. Все шлицевые пары изготовлены из стали 40Х с последующей закалкой до HRC 45...50.

(Автор: В.САЖИНОВ, г. Северодвинск, Архангельская обл)

Рис. 1. Шарнир «излома» рамы (основной материал деталей — СтЗ): 1 — фланец присоединительный; 2 — кожух передний; 3,17,22 — корпуса подшипников; 4 — кольцо на горячей посадке; 5,16 — подшипники 207; 6,15,23 — крышки подшипников; 7,44 — втулки шлицевые (сталь 40Х); 8,9,34 — детали передней вилки шарнира; 10 — ось шарнира (сталь 40Х, 2 шт.); 11 — подшипник 8106; 12 — обойма игольчатого подшипника (от крестовины кардана автомобиля ГАЗ, 2 шт.); 13 — корпус игольчатого подшипника (2 шт.); 14 — кожух неподвижный (труба 89x4); 18 - втулка-подшипник (бронза, труба 82x3,5); 19 — винт-ограничитель кручения задней части рамы; 20 — кожух задний; 21 — вал карданный, задний (сталь 40Х); 24,25 — винт М8 с шайбой (4 компл.); 26 — подшипник 206; 27,29,41 — уплотнения манжетные; 28 — кольцо стопорное; 30,36 — карданы передний и задний (от рулевого автомобиля ЗИЛ-130); 31,42 — косынки (стальной лист s3); 32,40 — накладки (50x50x3 и 75x50x3); 33 — звено соединительное; 35,38,39 — детали задней вилки шарнира; 37 — вал шлицевой (сталь 40Х); 43 — втулка винта-ограничителя; 45 — винт-фиксатор М8 крышки подшипника (4 шт.); 46 — контргайка М8.

Рис. 2. Задний карданный вал шарнира «излома» рамы (сталь 40Х).

Рис. 3. Ось шарнира «излома» рамы (сталь 40Х, 2 шт.).

Рис. 4. Положение элементов шарнира (вид сверху) без «излома» и с «изломом» рамы вездехода: а — с «плавающими» карданами (теория); б — с «зафиксированным» передним карданом; в — с «зафиксированным» передним карданом и смещенной осью «излома» рамы; 1 — кардан передний; 2 — звено соединительное; 3 — кардан задний.

Как сделать снегоход своими руками