Главная

Снегоходы с приводом на колеса-пневматики

Снегоходы с приводом на гусеницу

Снегокаты и сани

ВЕЗДЕХОД НА ПНЕВМОХОДУ

"РОСОМАХА"

часть-1

Вездеход на пневмоходу спроектирован и изготовлен по заказу акционерного общества «Саратовэнерго»: здесь крайне нуждались в транспортном средстве для доставки оперативных выездных бригад к местам аварий на линиях электропередачи. Линии эти, как водится, тянут там, где о дорогах говорить не приходится.

В хорошую погоду лишь армейский ГАЗ-66 еще способен проложить туда колею. В межсезонье же почти как в песне: только вертолетом можно долететь. Марийский вездеход на певмоходу оказался тем, что надо. Уже четыре года служит он энергетикам и до сих пор на ходу. Это подтвердил А.П. Смолькин, начальник топливно-транспортной службы АОЗТ «Саратовэнерго». Не раз и не два «Росомаха» выручала ремонтников.

И не только на работе, но и на охоте, и на рыбалке. На вопрос, какие недостатки конструкции обнаружились в ходе эксплуатации, Александр Петрович всего-то и сказал: «Двигатель помощнее надо... Хотя бы от «Запорожца». Это пожелание приводим для тех, кто решится повторить конструкцию марийских студентов. Представить конструкцию «Росомахи» в полном объеме, к сожалению, невозможно. Поэтому приводим ее краткое описание.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Заказчику требовался вездеход не только просторный (в нем должны были помещаться три человека с инструментами и запасом пищи), устойчивый на склонах, остойчивый на воде, но и лег- кий, не разрушающий при движении поверхностный слой почвы. Решено было строить его на базе агрегатов мотоколяски СЗД, которые в СКБ имелись. Да и двигатель подходил — у него принудительное охлаждение, что немаловажно для компоновки с задним полузакрытым моторным отсеком. Колея и дорожный просвет «Росомахи» (рис. 1) выбирались с таким рас- четом, чтобы можно было ездить и лесными дорогами, уже проторёнными ГАЗ-66.

Хотя весной или осенью это не дороги, а канавы, заполненные водой. Тем не менее «Росомаха» ходит по ним как по рельсам. Руль бросать можно! Такая проходимость целиком зависит от колес. Удивительно, что у «Росомахи» они не имеют грунтозацепов, хотя другие машины подобного назначения комплектуются ими непременно. Дело в том, что, по замыслу марийских конструкторов, пневматики низкого (60...100 г/кв. см) давления должны «мягко» цепляться за неровности грунта, как бы облегая, обволакивая их за счет эластичности резины. Практикой эксплуатации вездехода на певмоходу в приволжских степях замысел этот полностью оправдался.

КОМПОНОВКА «Росомаха» выполнена по колесной формуле 6x4 с передними управляемыми колесами; имеет просторную кабину водителя, соединенную с грузопассажирским кузовом, над которым установлен брезентовый тент. Дверь в кабину только одна — справа; через нее входят и водитель, и пасса- жиры. Но в экстренных случаях вездеход на певмоходу можно покинуть также через люк в потолке кабины и проем на «молнии» в задней стенке тента. (Кстати, люк в потолке застеклен: это сделано по желанию саратовских энергетиков, чтобы можно было обозревать провода линий электропередачи в движении.)

В передней части корпуса — агрегатный отсек с легкосъемным капотом, в котором размещены фары, подфарники, главный тормозной цилиндр, бачок омывателя стекла и привод стеклоочистителя, электропроводка. Здесь же — отопитель кабины (от «Запорожца»); воздуховод от него сделан так, чтобы теплый воздух, обдувая ноги водителя, шел дальше в кабину мимо двери. Таким образом, перед дверью создается как бы воздушно-тепловая завеса, препятствующая выстуживанию кузова. В кабине водителя установлены: рулевая колонка, приборы контроля, кронштейн с рычагами переключения передач, реверса и ручного тормоза; педали сцепления, ножного тормоза и «газа».

Тяги и тросы управления от рычагов проходят под полом кабины в особом коробе, вклепанном в корпус. Все перечисленное выше — от мотоколяски СЗД. Регулируемое сиденье водителя и пассажирские сиденья самодельные, собраны из металлических рам, деревянных брусков, толстой фанеры, эластичного пенополиуретана и искусственной кожи на трикотажной основе. Под пассажирским сиденьем (оно легкосъемное) установлены аккумулятор и реле-регулятор. Чтобы испарения электролита не проникали в кабину, в бортах проделаны вентиляционные отверстия.

Спинка пассажирского сиденья жестко закреплена между бортами корпуса. За ней — до самого тента — багажный отсек, рассчитанный на груз массой 60 кг. Ниже багажного — моторный отсек с двигателем и бензобаком, удлиненная горловина которого выведена на задний борт. Сзади, на каркасе тента, с помощью переходного кронштейна закреплено запасное колесо. Масса его около 10 кг, поэтому никакого съемного механизма типа пантографа не предусмотрено: запаска ставится на место и снимается руками.

Ниже тента, слева и справа на корпусе, размещены блоки задних фонарей от ГАЗ-66 —они более современные, чем мотоколясочные. От «газика» также зеркала заднего и бокового обзора. КОРПУС Читателя здесь, похоже, ожидает сюрприз. Дело в том, что у «Росомахи» отсутствует... рама. Нет главного силового элемента, без которого любой автоконструктор не представляет себе своей машины. Что же ее заменяет? Сам корпус, поскольку в конструкции «Росс " махи» он — основной несущий элемент. Выбор такой силовой схемы продиктован тремя обстоятельствами.

Во-первых, требованием технического задания, по которому конструкция вездехода на певмоходу должна быть прочной и в то же время легкой. Во-вторых, традицией и опытом: все проекты СКВ с самого начала базировались на авиационной технологии с широким использованием. авиационных материалов. В-третьих, компоновкой двигателя и трансмиссии в одном небольшом объеме. Отсюда — корпус типа монокок: легкий, прочный и очень технологичный. Склепан он в специальном стапеле из листов дюралюминия Д16АТ толщиной 1,5 мм, с применением дюралюминиевых уголков.

Перед этим листы гнулись под углом 90 градусов (во избежание трещин по краям линий сгиба сверлились отверстия) и предварительно соединялись с уголками и друг с другом винтами М4. Затем размечались и сверлились отверстия диаметром 4,2 мм под алюминиевые заклепки. Некоторые швы (особенно донные) обезжиривались, в них закладывалась лентагер-метик У-20, и затем они клепались в один или два ряда.

В местах присоединения к корпусу силовых элементов (таких, как кронштейны, проушины, петли и оси) обшивка усиливалась дополнительными накладками и косынками. Все вырезы в корпусе тоже усилены уголками (дверь, например) или плоской окантовкой, как это сделано в багажном отсеке: его пол здесь служит одновременно люком для доступа к двигателю. Кабина и кузов вездехода утеплены пенопластовыми панелями толщиной 20 мм, обтянутыми искусственной кожей. К бортам и потолку панели крепятся винтами с помощью анкерных гаек, заранее вклепанных в корпус. Остекление кабины комбинированное: лобовое стекло силикатное (от трактора), боковые — из оргстекла.

Кузов покрыт тентом из утепленного брезента с врезанными в него окнами из оргстекла. Тент натянут на каркас, сваренный из труб диаметром 22x1,5 мм. Казалось бы, летом в таком кузове будет душно. Однако система вентиляции (свежий воздух поступает в кабину через жалюзи в капоте) вполне справляется со своей задачей. Кроме того, можно открыть верхний люк или снять тент и ехать «с ветерком», пока хватает топлива. А кончится оно не скоро: под окошком водителя в специальных ложементах припасены две 20-литровые канистры с бензином!

(Автор: А. ТИМЧЕНКО)

КРАТКИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДАННЫЕ ВЕЗДЕХОДА НА ПНЕВМОХОДУ РОСОМАХА:
Масса, кг.............290
Грузоподъемность,
кг.................300
Мощность двигателя,
л. с..................18
Максимальная
скорость, км/ч......45
Дальность хода
(по топливу), км___250
Давление воздуха
в пневматиках,
г/кв. см........60...100
Преодолеваемые
углы подъема,
град.................23
Колесная
формула...........6x4

Вездеход-амфибия «Росомаха».

Компоновка: 1 — кронштейн рулевого привода, 2, 30 — узлы подвески переднего моста, 3 — буксирная петля, 4 — отопитель, 5 — замок капота, 6 — главный тормозной гидроцилиндр, 7 — бачок омывателя стекла, 8 — привод стеклоочистителя, 9 — противосолнечный козырек, 10 - ручка люка, 11 — люк, 12 - тент, 13 — каркас тента, 14 — переходный кронштейн «запаски», 15 — запасное колесо, 16 — двигатель, 17, 21 — узлы крепления рамы двигателя, 18 — рама двигателя, 19 — цепь привода дифференциала, 20 — цепи бортовой передачи, 22 — пассажирское сиденье, 23 — аккумулятор, 24 - реле-регулятор, 25 - аптечка, 26 - огнетушитель, 27 — короб проводки управления, 28 — подножка, 29 — брызговик, 31 — рулевая колонка.

Корпус: 1 — обшивка агрегатного отсека, 2 — уголки силового набора, 3 — передняя стенка кабины, 4 — оконный переплет, 5 — уголки окантовки дверного проема, 6 — крышка кабины с люком, 7 — боковая стенка кабины, 8 — спинка пассажирского сиденья (она же — стенка моторного отсека), 9 — люк моторного отсека, 10 — борт кузова, 11 — балка подвески топливного бака, 12 — бортовой стрингер (опора тента), 13,15 — кормовая обшивка, 14, 17 — узлы крепления рамы двигателя, 16 — бандаж топливного бака, 18, 19, 30 — силовые элементы корпуса, 20 — аккумуляторный ящик, 21 — бортовая обшивка, 22 — короб проводки управления, 23 — рельсы сиденья водителя, 24,26 — узлы подвески переднего моста, 25 — кронштейн рулевого привода, 27 — крючки натяжения тента, 28, 29 — ложементы канистр с резиновыми вкладышами, 31 — крылья корпуса.

 

Вездеход на пневмоходу Росомаха часть-2

Как сделать снегоход своими руками