Главная

Снегоходы с приводом на колеса-пневматики

Снегоходы с приводом на гусеницу

Снегокаты и сани

ВЕЗДЕХОД НА ПНЕВМОХОДУ

"РОСОМАХА"

часть-2

ПЕРЕДНИЙ МОСТ вездехода на пневмоходу (рис. 4) Это трубчатая ферма с осью качания, расположенной под кабиной в плоскости симметрии корпуса. Обшивка в месте крепления кронштейнов этой оси усилена двумя поперечными стрингерами снаружи и стальной накладкой изнутри. Ступицы колес, поворотные кулаки и все остальные механизмы рулевого управления полностью взяты от мотоколяски и адаптированы к корпусу «Росомахи».

Амортизаторов на переднем, впрочем, как и на заднем мосту, нет. Обжатия колес плюс большого хода трубчатой фермы или балансиров вполне достаточно для того, чтобы погасить любые толчки. Даже на сильно пересеченной местности машина прекрасно копирует рельеф, и ее колеса не теряют контакта с землей. Правда, при езде по пашне ощущается неприятная тряска. Но достаточно снизить скорость, чтобы тряска полностью исчезла.

ЗАДНИЙ МОСТ (рис. 5) Он тоже взят от мотоколяски, но немного расширен за счет двух шлицевых валов (длина каждого вала — 140 мм и размер шлицев — 6x21x25 мм), вставленных между муфтами. Мост прикреплен к корпусу с помощью двух сваренных из листовой стали тумбочек (рис. 7). На концы моста с помощью подшипников скольжения надеты балансиры (рис. 6). Они сварены из прямоугольной стальной трубы 80x50x3 мм и усилены косынками. Конструкция балансиров интересна тем, что ось их качания совпадает с осью моста (приводной вал проходит сквозь подшипники скольжения). Это позволило намного упростить кинематику привода.

Правый и левый балансиры конструктивно одинаковы, варились и остывали они (во избежание коробления) в одном и том же стапеле. Кронштейны натяжных звездочек приваривались позже вне стапеля. Оси колес быстросъемные, крепятся в хомутах. Сделано так, чтобы упростить технологию изготовления балансиров, ведь применение хомутов позволяет с помощью подкладок быстро выставить колесо соосно с приводными валами.

Вращательный момент от приводных валов, на концах которых сидят блоки сдвоенных ведущих звездочек (рис. 8) с 16 зубьями, передается роликовыми цепями на ведомые звездочки (рис. 9) с 56 зубьями, насаженные на оси колес. Таким образом, передаточное отношение бортовых цепных передач 3,5. Позже число зубьев ведущих звездочек было увеличено до 21, что позволило немного увеличить скорость вездехода на пневмоходу. Натяжные звездочки (14 зубьев), роликовые цепи (ПРЛ-15, 875-2270), шариковые подшипники и манжеты уплотнения взяты от сельскохозяйственных машин.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ Полностью от мотоколяски. Двигатель, чтобы его не заливало водой, помещен в моторном отсеке повыше; а главная передача (или дифференциал) — пониже и немного под другим рабочим углом. Сапун главной передачи, чтобы ее тоже не заливало водой, снабжен резиновым шлангом, конец которого выведен на борт вездехода. Такая компоновка силовых агрегатов потребовала еще одну раму (рис. 10). Двигатель в нее (вместе с мотоколясочной рамой) вставляется сверху, а дифференциал — снизу.

Новая рама сварена в кондукторе из стальных труб диаметром 38x1,5 и 22x1,5 мм, коробчатых накладок и уголков и крепится к корпусу вездехода в двух точках.

КОЛЕСО (рис. 13) Обод каждого колеса выгнут из труб диаметром 22x1 мм и соединен спицами с диском дуговой сваркой. Диск здесь (см. рис. 11) — штампованная или сваренная из стального листа толщиной 3 мм деталь с отверстиями для шпилек крепления, а спицы и соединяющие их перемычки — отрезки трубы диаметром 22x1 мм. Перемычки служат опорами для пневматиков.

Пневматики у «Росомахи» двухслойные. Внутренний слой — это камера от тележечного колеса трактора «Кировец», накачанная до давления 60...100 г/кв. см. Внешний слой—такая же камера, только разрезанная по внутреннему шву и надетая поверх основной как защитный протектор. Держится пневматик на ободе за счет трения между ними, возникающего при накачивании воздуха.

Такие колеса позволяют «Росомахе» не только шустро бегать по местности, недоступной другим транспортным средствам, взбираться на склоны крутизной до 23 градусов, но и преодолевать водные преграды без ограничения глубины. В воде она движется за счет проворачивания колес. Была идея снабдить колеса комплектом быстросъемных (на «барашках») накладных дисков с лопастями, которые крепились бы перед входом в воду.

Но потом от этой идеи отказались, поскольку плавать «Росомахе» приходится редко. Хотя плавает она, даже при полной нагрузке — три человека и 60 кг груза, неплохо. Вместе с тем надо признать, что при выходе на берег, если он не пологий, передние колеса не «ухватывают» грунт.

В таких случаях один из пассажиров спрыгивал на сушу и веревкой подтягивал машину, пока задние колеса не цеплялись за дно. Когда же водитель в машине один, выбираться на крутой берег можно и задним ходом. А тут у «Росомахи» серьезное преимущество: поскольку главная передача мотоколяски имеет реверс, то у вездехода на пневмоходу столько же скоростей назад, сколько и вперед!

(Автор: А. ТИМЧЕНКО)

Передний мост вездехода на пневмоходу

Рис. 4. Передний мост вездехода на пневмоходу: 1 — поворотный кулак, 2 — привод спидометра, 3 — узлы подвески моста, 4 — шаровой шарнир, 5 — ступица колеса, 6,8 — боковые подкосы, 7 — центральная труба, 9 — рулевые тяги.

Задний мост вездехода на пневмоходу

Рис. 5. Задний мост вездехода на пневмоходу: 1 — ведомая звездочка, 2 — натяжная звездочка, 3 — блок ведущих звездочек, 4 — правый балансир, 5 — роликовая цепь, 6 — ступица колеса, 7 — ось колеса, 8 — левая тумбочка, 9 — муфта, 10 — шлицевой вал, 11 — дифференциал, 12 — привод стояночного тормоза, 13 — правая тумбочка, 14 — тормозной трубопровод, 15 — гайка подшипника скольжения, 16 — вкладыши, 17 — масленка (условное изображение), 18 — приводной вал, 19 — распорные втулки, 20 — корпус шарикового подшипника, 21 — ведомый вал, 22 — хомут.

Рис. 6. Балансир: 1 — труба сечением 80x50x3 мм, 2 — косынки, 3 — кронштейны натяжных звездочек, 4, 7 — корпуса опорных шариковых подшипников, 5 — силовое кольцо, 6 — труба-ротор подшипника скольжения, 8, 9 — хомуты крепления колес.

Рис. 7. Тумбочка заднего моста: 1 — посадочное место масленки, 2 — подкос, 3 — опорное ребро, 4 — труба-статор подшипника скольжения, 5 — опорная площадка кузова вездехода.

Рис. 8. Блок ведущих звездочек: 1, 2 — звездочки, 3 — ступица.

Рис. 9. Ведомая звездочка: 1 — зубчатый венец, 2 — болт крепления (6 шт.), 3 — фланец, 4 — ступица, 5 — пыльник.

Рис. 10. Рама двигателя и дифференциала: 1,5 — узлы крепления к корпусу, 2, 3 — узлы крепления двигателя, 4 — регулируемый переходник, 6 — коробчатые накладки, 7, 8, 9, 10 — уголки подвески дифференциала.

Рис. 11. Обод колеса: 1 — спица. 2 — диск, 3 — кронштейн крепления перемычки, 4, 5 — трубы обода.

Рис. 12. Каркас тента: 1, 2 — узлы стыковки с кабиной, 3 — болты крепления переходника запасного колеса, 4, 5, 6 — проушины стыковки с кузовом.

Рис. 13. Колесо: 1 — пневматик, 2 — обод, 3 — перемычка, 4 — болт М6 крепления перемычки (12 шт.).

Вездеход на пневмоходу Росомаха часть-1

Как сделать снегоход своими руками